НДС не терпит отлагательств

НДС не терпит отлагательств

Проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», предполагающий освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) ввоза на территорию России воздушных судов, подлежащих регистрации в национальном реестре, должен быть рассмотрен и принят в трёх чтениях максимально быстро, настаивают в Министерстве промышленности и торговли РФ. На заседании рабочей группы по вопросам государственной политики в сфере авиастроения, прошедшей на прошлой неделе в Совете Федерации, заместитель главы ведомства Олег Бочаров подчеркнул, что документ необходимо принять не позднее октября текущего года.

Напомним, в июне правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела и одобрила к внесению в Государственную Думу разработанный Минфином проект закона, обнуляющего ставку НДС на ввоз самолётов при условии их последующей регистрации в национальном реестре. Присутствовавший на заседании начальник отдела технических норм и требований Министерства транспорта РФ Антон Никифоров напомнил, что этот документ предусмотрен дорожной картой по переводу всех эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями воздушных судов под российскую юрисдикцию. «Существует поручение президента и ряд поручений правительства, в соответствии с которыми была создана дорожная карта по переводу воздушных судов в российский реестр. Данный законопроект — один из пунктов этой дорожной карты, и в совокупности с выполнением иных мероприятий он позволит создать конкурентоспособные и комфортные условия пребывания воздушных судов в нашем реестре», — отметил представитель Минтранса.

Говоря о необходимости принятия законопроекта в максимально сжатые сроки, О. Бочаров констатировал, что на сегодняшний день в национальном реестре зарегистрировано менее 5% всех гражданских воздушных судов, эксплуатируемых российскими перевозчиками. Соответственно, решения о лётной годности большей части воздушных судов принимают иностранные юрисдикции, и именно поэтому вступление закона в силу «идеологически важно». «Я уже не говорю о том, что мы вынуждены приглашать этих (зарубежных — „АвиаПорт“) специалистов. А это рабочие места, компетенции, целый спектр послепродажного обслуживания и сертификации производства», — дополнил замминистра.

Стоит добавить, что освобождение от НДС необходимо не только с идеологической точки зрения. Оно также позволит российским авиакомпаниям конкурировать в равных условиях с другими перевозчиками из стран Таможенного союза. Национальные законодательства этих государств на сегодняшний день полностью освобождают ввоз судов от НДС. «Налога на добавленную стоимость не существует в наших странах-партнёрах, поэтому они ввозят воздушные суда по своему решению, а мы вынуждены были создать отдельное решение (процедуру временного ввоза — „АвиаПорт“), которое продлевалось раз в два года, — прокомментировал О. Бочаров. — Мы очень рассчитываем на положительное решение Государственной Думы. В случае принятия решения и вступления закона в силу, мы с конца 2019 года перейдём на единое решение по иностранным судам, будем регулировать (процедуры ввоза ВС — „АвиаПорт“) совместно со странами-партнёрами». Представитель Минпромторга уточнил, чтобы законопроект заработал к концу года, и авиакомпаниям не пришлось столкнуться с издержками, связанными с уплатой НДС, Госдуме нужно принять его в трёх чтениях максимально быстро, то есть уже в сентябре-октябре.

С необходимостью скорейшего принятия законопроекта согласно и руководство крупнейшей российской авиакомпании. Заместитель генерального директора ПАО «Аэрофлот» Владимир Александров заверил, что национальный перевозчик «всецело поддерживает инициативу», но при этом рассчитывает, что федеральный закон заработает не позднее начала следующего года. Напомним, по сей день все российские авиакомпании, в том числе и «Аэрофлот», пользуются процедурой временного ввоза ВС. Она предусматривает полное условное освобождение от налогов и пошлин временно ввозимых на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС) турбореактивных пассажирских среднемагистральных самолётов. В 2017 году действие данной льготы продлили, но лишь до 31 декабря 2019 года. Следовательно, без внесения необходимых изменений в Налоговый кодекс с 1 января 2020 года ввоз воздушных судов будет облагаться НДС. «Могу точно сказать, что этот законопроект, родившийся за последние три-четыре месяца активной работы, предусматривает интересы всех участников авиационного сообщества, поэтому мы полностью его поддерживаем, — заявил В. Александров. — Единственная наша просьба заключается в том, чтобы указанный законопроект начал действовать с 1 января 2020 года, потому что у нас существуют определённые риски. Если он не будет работать, то нам придётся выплачивать НДС, что выльется в огромные издержки. По нашим расчётам, уже в первой декаде ноября этот законопроект должен быть принят, иначе мы просто не успеем с учётом его вступления в силу».

Помимо ввоза воздушных судов, документ также должен освободить от НДС ввозимые авиадвигатели, запчасти и комплектующие, печатные издания, необходимые для разработки и испытания гражданских самолётов и моторов. "Вообще, это само по себе странно, что всё это время мы освобождали иностранные суда от НДС, но при этом собственное авиастроение облагалось налогом. Здесь у нас есть мощные прорывы. В декабре прошлого года Росавиация сертифицировала ПД-14 (двигатель разработки «ОДК-Авиадвигатель» и производства «ОДК-Пермские моторы», предназначенный для нового отечественного пассажирского самолёта МС-21-300 — «АвиаПорт), в который мы сейчас вносим серьёзные конструктивные дополнения. Также у нас началась работа по ПД-35 (перспективный двигатель большой тяги — „АвиаПорт“), до конца года заключим контракт на ПД-8 — второй двигатель для Superjet 100 в дополнение к российско-французскому SaM146, — перечислил О. Бочаров. — Это огромный комплекс работ в авиастроении, и нам его, безусловно, нужно поддержать». Кроме того, в случае принятия законопроекта ставка должна обнулиться и для операций по реализации самолётов, зарегистрированных в российском реестре, работ (услуг) по строительству таких воздушных судов и лизинговых операций. «Очень здорово, что правительство Российской Федерации и Минфин нас поддержали в части обнуления ставки НДС для договоров лизинга воздушных судов. Надо сказать, что без этого всё останется как было, никакого обнуления не произойдёт, — подчеркнул О. Бочаров. — Рынок авиационной техники очень быстро трансформируется, уже никто не покупает вертолёты и самолёты, всем потребителям нужна услуга, поэтому лизинг всё больше и больше развивается».

Безусловно, перед вступлением закона в силу потребуется серьёзно подготовиться как государству, так и авиаперевозчикам. «С одной стороны, должна подготовиться Росавиация: государственный реестр должен быть готов к обслуживанию всех процедур по экономически обоснованным тарифам для авиакомпаний, к скорости обслуживания. С другой стороны, авиационные компании перед принятием решения должны успеть проанализировать все свои договорные отношения, чтобы переход на регистрацию в государственном реестре гражданских воздушных судов был для них осуществимым и не нанёс экономического ущерба», — сказал О. Бочаров.

В «Аэрофлоте» отмечают, что самолёты зарубежного производства, находящиеся в иностранных реестрах, перенести в российскую базу не получится до тех пор, пока должным образом не будет сформирована нормативная база. «Но они (Росавиация — „АвиаПорт“) взяли на себя обязательство до конца 2022 года привести все российские нормативно-правовые акты в соответствие с международными, принять все необходимые регламенты, которые в том числе будут обеспечивать поддержание лётной годности, — рассказал В. Александров. — Это те вопросы, которые требуют особого внимания. Но Росавиация вместе с Минтрансом обещали их урегулировать». Отметим, что в связи с неподготовленностью нормативной базы и государственного реестра к резкому наплыву заявок на перерегистрацию воздушных судов законопроектом предусмотрен переходный период, который закончится 1 января 2023 года. К этой дате все воздушные, эксплуатируемые отечественными авиакомпаниями, будут обязаны сменить «прописку». «Это пресекательный срок, то есть юридически ничто не мешает авиационным компаниям в 2020, 2021 или 2022 году подать заявку в национальный государственный реестр. И сейчас тоже ничего не мешает это сделать», — подчеркнул О. Бочаров.

В целом же в Минпромторге считают законопроект «очень взвешенным». По словам О. Бочарова, в будущем в него, разумеется, будут вноситься дополнения, по которым пока нет единой позиции Минфина, Минпромторга, авиаперевозчиков и авиапроизводителей. Все спорные моменты решено оставить на потом. В настоящий момент крайне важно решить именно две ключевые задачи — обнулить НДС при ввозе самолётов, подлежащих регистрации в российском реестре, чтобы гармонизировать наше законодательство с законодательствами других стран Таможенного союза, и отменить налогообложение для отечественного производства. «Мы считаем, что две эти меры в совокупности нам позволят пересмотреть экономику в целом, и поэтому сразу после принятия закона мы вынесем на обсуждение новую стратегию (развития — „АвиаПорт“) авиационной промышленности. Думаю, что всё это вместе позволит нам совершить мощный рывок, то есть подготовить нашу нормативную базу таким образом, чтобы резко повысить эффективность государственных вложений, облегчить жизнь нашим производителям и эксплуатантам», — резюмировал заместитель министра.

aviaport.ru