День независимости ВПП: «Шереметьево» дождался запуска третьей «взлётки»

День независимости ВПП: "Шереметьево" дождался запуска третьей "взлётки"

В четверг, 19 сентября, в Международном аэропорту «Шереметьево» состоялось долгожданное событие: на третью взлётно-посадочную полосу, строительство которой заняло восемь лет, приземлился первый самолёт. На протяжении многих лет расположение двух других полос оставалось существенным фактором, ограничивающим рост пассажиропотока: аэропорт не имел возможности принимать и отправлять два воздушных судна одновременно. Благодаря вводу в строй новой независимой ВПП, обеспечивающей заходы на посадку по IIIA категории ИКАО, общая пропускная способность аэродрома увеличилась до 90 взлётно-посадочных операций в час.

Новая полоса длиной 3200 м и шириной 60 м может принимать все типы воздушных судов как российского, так и зарубежного производства. Комплекс ВПП-3 включает не только саму «взлётку», но и всю сопутствующую наземную инфраструктуру. Вместе с полосой появились объекты радиотехнического обеспечения полётов, светосигнальное оборудование, сеть рулёжных дорожек, новый командно-диспетчерский пункт, совмещённый со стартовой аварийно-спасательной станцией, патрульно-производственная и патрульная автодороги, ограждения аэродромного комплекса, очистные сооружения поверхностных стоков и другая инфраструктура. Как подчеркнул на церемонии открытия полосы глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Александр Нерадько, в рамках реализации проекта фактически построен новый аэродром. «Всё это служит только одному — обеспечению безопасности полётов, — отметил А. Нерадько. — Аэропорт и новая третья взлётно-посадочная полоса готовы к тому, чтобы принимать и выпускать воздушные суда в самых сложных метеоусловиях». Также стоит дополнить, что в ходе строительства ВПП-3 сооружён мостовой переход, рассчитанный на движение самолётов. Такое решение использовано в России впервые. Конструкция моста способна выдержать все типы современных и перспективных воздушных судов, в том числе и гиганта Airbus A380.

Ввод ВПП-3 в эксплуатацию позволяет снять ограничения по количеству взлётов и посадок в час, что будет способствовать дальнейшему росту пассажиропотока в «Шереметьево». ВПП-1 и ВПП-2 работают в зависимом режиме: расстояние между ними не позволяет двум самолётам садиться или взлетать одновременно, приходится соблюдать определённый интервал. "Третья полоса абсолютно независима, есть возможность сажать или поднимать воздушные суда без оглядки на другие. Абсолютно разные курсы дают дополнительные возможности для пропуска воздушных судов. Если до сегодняшнего дня пропускная способность «Шереметьево» составляла около 60-65 взлёт-посадок, то с новой полосой она выросла до 90 взлёт-посадок, — рассказал присутствовавший на церемонии открытия ВПП-3 министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Председатель совета директоров АО "Международный аэропорт «Шереметьево» Александр Пономаренко в свою очередь добавил, что в перспективе новая полоса в совокупности с терминалом С, первую очередь которого планируется сдать в эксплуатацию уже в 2020 году (там планируется обслуживать до 20 млн пассажиров в год), позволит увеличить общую пропускную способность воздушной гавани более чем в два раза — до 100 млн пассажиров в год.

Напомним, решение о строительстве новой взлётно-посадочной полосы (ВПП-3) в «Шереметьево» было принято ещё в 2009 году, к строительным работам по проекту, разработанному ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», приступили спустя два года. До 2017 года реализация проекта велась в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2021 годы)», а с 2018 года — в рамках госпрограммы РФ «Развитие транспортной системы». Государственным заказчиком выступила Росавиация, заказчиком-застройщиком — подведомственное ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».

В силу различных причин срок завершения строительства ВПП-3 неоднократно переносился. До 2015 года проектом занимался «Инжтрансстрой» (входил в состав «Базового элемента)». Однако компания обанкротилась, и объект передали новому генеральному подрядчику — ООО «Трансстроймеханизация», а срок введения ВПП-3 сдвинулся к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Но и к футбольному первенству полосу достроить не успели. Переносы срока сдачи объекта были связаны не только с «проблемным» первым подрядчиком, но и со значительным объёмом работ по подготовке территории строительства, включая изменение русел рек Клязьма и Альба, а также переустройство инженерных и транспортных коммуникаций (пришлось переносить нефте- и газопроводы, водоводы, линии электроснабжения, перестраивать автомобильные дороги). Кроме того, затягивание работ на строительной площадке было обусловлено необходимостью освобождения территории от жилых объектов. «Столько препятствий, сколько было при строительстве этой полосы, я не припомню. Два газопровода „Газпрома“ перенесли, три нефтепродуктопровода „Роснефти“, электросети „Россетей“, около ста домов пришлось снести с компенсацией. Ну и не могу не сказать про экологию. Несколько лет назад, когда уже активное строительство велось, была обнаружена нелегальная брошенная свалка мусора, — напомнил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов. — В Московской области вообще строить очень сложно, много средств уходит не на само строительство, а на перевод коммуникаций и расселение домов. У „Шереметьево“ всё было застроено коттеджами, дачами».

Стоит отметить, что часть домов всё ещё не расселили, но, как заверил А. Нерадько, эта проблема постепенно решается. По его словам, в федеральном бюджете предусмотрено 1,5 млрд рублей для выкупа участков и расположенных на них зданий и сооружений. На данный момент компенсацию согласились получить владельцы 121 участка, ещё пять собственников переезжать отказались. «Проведена независимая оценка стоимости участков и сооружений, этих средств достаточно для того, чтобы расселить всех желающих. Из 121 участка на девяти вообще нет никаких сооружений, на остальных 112 находятся здания и сооружения. Владельцы этих участков желают получить компенсацию, — уточнил глава Росавиации. — Вчера (в среду, 18 сентября — „АвиаПорт“) мной подписаны 13 первых приказов по выкупу участков. После того, как сделки будут зарегистрированы в Росреестре, люди получат деньги примерно в течение одного месяца». Руководитель ведомства отметил, что работа ведётся в плановом режиме в соответствии с российским законодательством, которое предусматривает возможность расселения и после ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в течение двух лет. Е. Дитрих в свою очередь заверил, что эта работа будет завершена гораздо раньше. «Я думаю, что к концу этого года — к началу следующего мы окончательно завершим расселение домов в санитарно-защитной зоне», — прокомментировал он.

Справка

Международный аэропорт «Шереметьево» — крупнейший российский аэропорт по объёмам пассажирских и грузовых перевозок, взлётно-посадочных операций, площади аэровокзального комплекса и мощности карго-комплекса. Маршрутная сеть аэропорта включает более 220 направлений. По итогам 2018 года воздушная гавань обслужила 45 млн 836 тыс. пассажиров, что на 14,3% больше, чем в 2017 году.

aviaport.ru