Лётные испытания узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского самолёта нового поколения МС-21-300 с отечественным двигателем ПД-14 стартуют в начале 2020 года, сообщил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров в пятницу, 28 июня, в интервью телеканалу «Звезда».
Напомним, лайнер МС-21-300, рассчитанный на перевозку от 163 до 211 пассажиров, создаётся в широкой кооперации ведущих предприятий «Объединённой авиастроительной корпорации» (разработчик самолёта и головной исполнитель программы — ПАО "Корпорация «Иркут»). В настоящий момент «Иркут» проводит испытания МС-21-300 в целях получения российского и европейского сертификатов типа. Все три воздушных судна, которые уже поднялись в небо для испытаний, оснащены двигателями производства компании Pratt&Whitney (США). Д. Мантуров уточнил, что российский двигатель ПД-14 будет установлен на пятый по счёту лайнер. «Сейчас третья машина подключилась к испытаниям. До конца года мы подключим к испытаниям четвёртую машину. ПД-14 будет ставиться на первую серийную, но при этом на пятую машину по порядковому номеру, для того, чтобы уже не менять двигатели, а поставить на МС-21 и дальше уже отрабатывать на этом самолёте. Эта работа начнётся в начале следующего года. Я имею в виду цикл испытаний с ПД-14 на МС-21», — рассказал Д. Мантуров «Звезде».
Работа по созданию авиадвигателя ПД-14 велась в широкой кооперации предприятий ОДК (головной исполнитель по программе — ОДК, головной разработчик — «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель — «ОДК-Пермские моторы») с использованием новых технологий и материалов, в том числе композитных. Разработчик заявляет, что по техническим характеристикам ПД-14 не уступает зарубежным аналогам, которые сегодня находятся в эксплуатации, а по ряду параметров (по выбросам в атмосферу, шумам и так далее) превосходит их. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало сертификат типа на ПД-14 в прошлом году. Как уже писал «АвиаПорт», сейчас идёт работа по валидации сертификата Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Производство двигателя также планируется сертифицировать по требованиям Росавиации и EASA. ОДК планирует выпускать до 50 авиадвигателей ПД-14 в год (на проектную мощность завод «ОДК-ПМ» должен выйти к 2023—2024 году).
Д. Мантуров отметил, что в дальнейшем линейка двигателей на базе унифицированного генератора ПД-14 будет развиваться в сторону уменьшения. В частности, планируется создать менее мощные ПД-12 и ПД-8. Эти моторы планируется устанавливать на те вертолёты, транспортные и гражданские самолёты, для которых отечественных моторов пока нет. Кроме того, научно-технический задел, полученный при создании ПД-14, будет использоваться при разработке перспективного двигателя большой тяги ПД-35. Ожидается, что этим мотором будут оснащаться широкофюзеляжный лайнер CR929 (совместный проект ОАК и Commercial Aircraft Corporation of China, серийное производство должно быть запущено к 2025—2027 году) и большие транспортные самолёты. "ПД-35 — это сверхтяжёлый двигатель, 35 тонн. Такого двигателя и в советское время не разрабатывалось. Мы исходим из того, что двигатель пойдёт как на широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт, так и на транспортную авиацию, которая будет идти в ногу с тенденциями, формируемыми в рамках государственной программы вооружения, и того, как будет складываться конъюнктура на международных рынках ", — подчеркнул Д. Матуров в беседе со «Звездой».
Ранее «АвиаПорт» сообщал, что общая стоимость разработки ПД-35 оценивается в 180 млрд рублей: 60 млрд из них составят инвестиционные затраты, остальные средства пойдут непосредственно на создание двигателя. Двигатель-демонстратор технологий ПД-35 должен быть готов в 2023 году, к серийному производству «ОДК-Пермские моторы» рассчитывают приступить в 2028 году.