Строительство вокзала в Риге в рамках Rail Baltica подорожало на €230 млн

Еще не начавшись, строительство Рижского центрального вокзала уже подорожало более чем на 100%, или на €230 млн, сообщает передача De facto латвийского телевидения, передает TVNET. Так как станция будет создана в рамках глобального проекта Rail Baltica, чиновники до сих пор пытались умолчать о скандальном факте.

Строительство вокзала в Риге в рамках Rail Baltica подорожало на €230 млн

В начале лета стороны подписали договор более чем на €430 млн о перестройке Рижского центрального железнодорожного вокзала. Уже через несколько дней вовлеченные в проект стороны гордо рассказывали о планах на будущее и о том, какие грандиозные перемены ожидают устаревший ныне объект инфраструктуры.

Однако тогда не сказали о важном. Два года назад, в начале закупки, должностные лица говорили совсем о других затратах. Тогда строительство планировали в размере €200 млн, в 2 раза дешевле. Кроме того, разработанный архитекторами проект вписывался именно в эти подсчеты. Тогда De facto опустила, что объемный строительный проект может завершиться со значительным удорожанием. Однако ответственные все сомнения пытались развеять. К примеру, в октябре 2017 года председатель RB Rail Байба Рубеса пообещала сделать «абсолютно все, чтобы удорожания не было».

В конце концов перестройка вокзала и моста через Даугаву подорожала более чем на 100%. У Б. Рубесы многолетние разногласия с политиками стран Балтии закончились потерей должности перед окончанием конкретной закупки. В свою очередь, ее последователь в своих высказываниях осторожен.

«Это внушительная сумма денег, без сомнений. В то же время мне нужно напомнить, что наше вовлечение в процедуру закупок было очень ограниченным. Наша ответственность была за технические решения в проекте в целом», – указал председатель правления RB Rail Тимо Рихимаки.

Ответственных за закупку нужно искать в созданном под крылом Министерства сообщения Eiropas dzelzcela linijas. De facto выяснила, что изначальная закупка 2 года назад была без неприятных сюрпризов. Однако изменения последовали позже.
Сейчас ответственные чиновники путаются в пояснениях, кто на самом деле сделал проект дороже. Бывший глава Eiropas dzelzcela linijas Андрис Линужс хотел передачу заверить, что изначально в закупку не было включено строительство моста. В свою очередь, руководитель закупочной комиссии пытается убедить, что перестройка вокзала была запланирована менее значительная, чем сейчас.

De facto выяснила, что истинная причина удорожания в том, что внезапно часть рисков переложили на строителей. И поэтому они застраховались от возможных потерь, увеличив окончательную цену.

Глава международного региона Европы BESIX Ник де Рук указал: «Нам нужно считаться с допущениями, и это только один из рисков. Предотвращение рисков содержит методологию, связь рисков с дизайном, возможно, нужно будет исправлять какие-то ошибки, но нам нужно застраховаться от ситуации, если нас будут ждать неприятные сюрпризы».

Ник де Рук – представитель бельгийской строительной компании. Бельгийцы вместе с латвийским RERE получили возможность реализовать проект стоимостью €430 млн. Во втором круге у объединения был только один конкурент – объединение лиц ITL Rail Baltica, в котором, кроме турецких и итальянских предприятий, объединились и латвийские LNK Industries, Binders и Arcers.
BESIX RERE Group выиграли не только в цене, но и в качестве, подготовив необходимую документацию. Кроме того, бельгийцы построили похожий на рижский вокзал в Нидерландах.

Вовлеченные стороны избегают публично называть имя чиновника, который может нести ответственность за решения, вдвое удорожавшие строительство вокзала. Однако неофициально виновным называют бывшего главу Eiropas dzelzcela linijas, который покинул должность весной.

Сам А. Линужс считает, что внедрил в закупку инновации. Вовремя подстраховался, чтобы за возможное удорожание платили из денег фондов ЕС. «Это новая практика в строительной истории Латвии. Такого еще не было. Выгоднее установить эти риски до конца, презентовать комиссии, получить разрешение, не оставлять открытые позиции, где может быть удорожание, так как в таком случае эти удорожания могут на 100% перейти на бюджет Латвии. Я не получил доверия нового министра. В этой ситуации я решил вернуться в частный бизнес», – сказал он.

А. Линужс получил должность вскоре после объявления конкурса на перестройку вокзала. Пробыл он в ней чуть более года. За это время А. Линужс многократно привлекал внимание De facto в связи со своей деятельностью в прошлом, к примеру с возможной подделкой документов. Однако тогда министр А. Линужса защитил. И сейчас тоже.

Однако кому-то за удорожание всегда приходится платить. В этот раз это как латвийские, так и европейские налогоплательщики. Большую часть планируется покрыть из денег еврофондов. Примерно €65 млн на строительство вокзала придется отдать из госбюджета.

rzd-partner.ru